Igor Bilous (belio) wrote,
Igor Bilous
belio

Categories:

Москва слезам не верит!

Сегодня трудно найти человека, который бы не любил, и уж тем более не видел фильм "Москва слезам не верит", которым восхищается уже три десятка поколений зрителей. Это одна из немногих наших картин, которые можно безоговорочно назвать культовой. И это неслучайно, ведь тема покорения столицы была и остается одной из самых больных на одной шестой части суши. Я люблю этот фильм безоговорочно! Нравится мне он очень давно и ни разу не было при целенаправленном просмотре или если случайно попадал на него по телевизору ощущения, что не хочется смотреть, что кино заезжено и что фразы уже давно известны и не цепляют.
Вот и решил рассказать о самом фильме и о своем восприятии всей картины целиком и героев по отдельности.

Немного из истории создания.

Фильм снят по одноименному произведению Валентина Черныха, которое на конкурсе работ о Москве заняло 3-е место. Известно, что до Меньшова (режиссер) сценарий смотрели многие другие, знаменитые на тот момент, режиссеры, но никто не захотел снимать по нему картину. Ведь в то время мелодрамы и фильмы о судьбах людей (если только это не судьбы больших людей в коммунистической партии) были не в почете. Однако, Меньшов решил взяться за, казалось бы, "провальную" тему и победил. Больше всего его зацепил скачок во времени... когда звонит будильник и зритель видит главную героиню уже через 20 лет в совершенно другое время.
Владимир Меньшов снял честный фильм о жизни провинциалов в Москве, о дружбе, о любви, о стремлениях и мечтах человека - его можно пересматривать бесконечное количество раз и каждый раз открывать для себя что-то новое. Прошло уже почти 30 лет со дня выхода картины, но никому еще не удалось снять ничего подобного, хотя попыток было несчетное количество. И это совсем неудивительно, ведь для того чтобы снять такую ленту, Меньшову на своем личном опыте пришлось поверить, что "Москва слезам не верит".


Во-первых, режиссеру и его жене Вере Алентовой выпало на долю пройти от начала до конца сначала студенческое общежитие, затем театральное, после чего они стали настоящими москвичами, получив маленькую комнатку.

Во-вторых, когда Меньшов снимал картину, никто не верил в ее успех, на площадке царили просто-таки упаднические настроения. Коллеги Владимира считали, что ничего серьезного из этого не получится. "Это катастрофа", - говорили режиссеру товарищи, посмотрев картину первый раз.
Но и это еще не все. Мало того, что практически во всем режиссеру приходилось подчиняться суровым требованиям "Мосфильма", так еще и к неизвестному тогда режиссеру никто из знаменитых актеров не хотел идти сниматься.

Роль Кати предлагали Ирине Купченко и Маргарите Тереховой, первая отказалась из-за занятости, а вторая сослалась на более интересное предложение. В итоге роль досталась жене Меньшова - Вере Алентовой.

Гошу Меньшов уже готов был сам сыграть, хотя на роль пробовались Виталий Соломин, Игорь Охлупин, но не один из них не подошел. Владимир хотел попробовать на эту роль Олега Ефремова и Вячеслава Тихонова, но, как-то наткнувшись на фильм "Дорогой мой человек", Меньшов увидел Баталова и сказал: "Вот он! Гоша!". К счастью, Алексей Баталов согласился.

Большинство знаменитых тогда актеров на предложение сняться в "Москве слезам не верит" отвечали просто: "Нет, это неинтересно". Так было с ролью мамы Рачкова. Клара Лучко, Инна Макарова и слышать ничего не хотели. Пригласили Евгению Ханаеву, которая уже была знакома с Владимиром Меньшовым по его первой картине "Розыгрыш".

От роли Людмилы отказалась Анастасия Вертинская, затем Меньшов увидел в телеспектакле Ирину Муравьеву, и сразу узнал в ней свою героиню, в итоге роль Муравьевой оказалась одной из лучших в картине.

Галина Польских, которой предложили сыграть Тоню, и вовсе обиделась: как вообще ей такое играть предлагают. Кандидатуру Нины Руслановой выносили на обсуждение худсовета, но интереснее образ выходил у Рязановой, которая в итоге и стала Тоней, а Русланова обиделась за то, что ее не взяли.

Интересная ситуация сложилась с ролью Рудольфа, здесь было больше всего кандидатов. Олег Видов даже не ответил на предложение, Алексей Жариков, посмотрев сценарий, поморщился, отказался и Лев Прыгунов. Поразил своим контраргументом режиссера Владимир Ивашов, сказав "Как это я буду играть такого подлеца, бросившего женщину с ребенком!?". Хорошие пробы были у мужа Татьяны Васильевой Анатолия, но он не был таким очаровательным и бессовестным Дон Жуаном, каким в итоге оказался Юрий Васильев, сыгравший Рудика. Актер был старше своего героя, но выглядел прекрасно и вышел настолько неотразимым, что все женщины Советского Союза поняли Катерину, влюбившуюся в такого красавца.

Самая интересная история вышла с Натальей Вавиловой. Единственной актрисой, с которой режиссер определился сразу, была Александра. Меньшов понял, что она просто предназначена для Вавиловой. Но ее родители были категорически против съемок. Девушка тогда только начала учиться на курсах в МИД и даже не подходила к телефону. Владимир вместе с Алексеем Баталовым поехали к родителям Наташи. Когда те открыли дверь и увидели Баталова, они были просто потрясены. Алексей даже не знал, о какой актрисе идет речь, но, когда увидел Наташу, попросил родителей: "Отпустите, не такая уж у нее большая роль. Наташа сможет сниматься и учиться". Родители согласились, а Наташа в итоге бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.

Сегодня, к сожалению, многих актеров, сыгравших в "Москве слезам не верит", нет в живых. Умер Юрий Васильев, ушел из жизни Александр Фатюшин, сыгравший хоккеиста Гурина. Нет на свете Владимира Басова, у которого была крохотная, но хорошо запомнившаяся зрителям роль (и не только по бесконечным хождениям его героя в туалет). Именно его герою принадлежат бессмертные слова о том, что "в сорок лет жизнь только начинается". Нет с нами Евгении Ханаевой, блестяще сыгравшей маму Рудика. Зоя Федорова сыграла в картине свою последнюю роль вахтерши с ее незабываемым "Хэллоу! Общежитие слушает".

"Москва слезам не верит" хоть и вызвала бурю критичных отзывов у коллег Меньшова, но, тем не менее, понравилась Брежневу, и ее судьба была решена. В течение первого года фильм посмотрели более 85 миллионов человек. Картину купили сто стран мира. По миру шли триумфальные премьеры, на которых неизменно отсутствовал один человек - режиссер Владимир Меньшов. Позже он узнал, что на него в КГБ лежало два доноса от коллег, потому его и не выпускали из страны. И даже на церемонию вручения "Оскара" Меньшов не смог приехать. Заветную статуэтку режиссеру удалось подержать несколько минут, когда на официальном приеме "компетентные органы" ему вручили ее и тут же забрали обратно.

Владимир Меньшов получил много ударов и критических отзывов от своих коллег. Но прошли годы, этих обвинений уже никто не помнит, а "Москва слезам не верит" вот уже почти 30 лет остается любимым фильмом для многих зрителей. А что может быть дороже зрительской любви, растянутой на несколько поколений?

Мысли о фильме и о героях.

Перед нами история жизни трех провинциалок, которые приехали в Москву учиться и искать свою судьбу. Антонина (Раиса Рязанова) хотела простого женского счастья, Людмила (Ирина Муравьева) мечтала найти себе богатого мужа, а Катерина (Вера Алентова) больше всего стремилась учиться и сделать карьеру. Все мы получаем то, чего хотим, главное правильно формулировать свои желания и не ошибиться в собственных чувствах.


Тоня
Именно Тоня, как мне кажется, которая точно знала, чего хотела от жизни, оказалась самой счастливой из всей троицы: она вышла замуж за простого парня, родила троих детей и прожила довольно-таки счастливую семейную жизнь, несмотря на то что "сначала на холодильник копили, потом на телевизор, потом стиральную машину купили".

Очень мне нравятся одинаковые сцены в первой и второй сериях... где сначала Тоня с Николаем приезжают на дачу к Колиным родителям, а во второй части - их сын привозит на ту же дачу свою пассию. А старший (в 1-й части отец Николая, а во 2-й - сам Николай) проводят с будущими невестками экскурсию по своей фазенде. И так и представляется, как пройдут еще эти пресловутые 20 лет, и сын Антонины вот точно так будет рассказывать будущей невестке истории о наеме рабочих в древности и хвастаться своими достижениями на шести сотках. Возможно, даже будет также починять старенькую машину, которая сто лет может сохраниться, и также будет рассказывать, что еще и его внуки будут на ней кататься.


Людмила
Увы, двум другим девушкам повезло меньше. Людмила, упорно посещая популярные места, где бывают богатые и перспективные женихи, в обычном вагоне метро встречает хоккеиста Сергея Гурина (Александр Фатюшин) и выходит за него замуж. Однако вожделенное счастье заканчивается быстро - Гурин начинает пить. Разочарованная Людмила бросает мужа, но по-прежнему слепо верит в свою удачу.

Единственный человек в картине, которого мне по-настоящему жалко, - это как раз Гурин. Сколько он боролся за здоровый образ жизни, отказываясь выпивать по всяким поводам, но его таки на дне рождения меленькой Сашеньки таки уговорили. И вот эта одна рюмка (за ребенка ведь выпить - святое дело) вот так вот разом ставит крест и на его карьере и на семейной жизни. Очень поучительный момент, кстати! Достаточно всего-то раз оступиться, дать слабинку и потерять фактически все.

Самое большое удовольствие мне доставляет смотреть на Людмилу, даже когда она делает ошибки. Заразительный оптимизм и едкое остроумие. Да и генерал тот на нее долго оглядывался. Жизнь ее ничему не научила: как была халявщицей, стремящейся получить все готовое, так ею и осталась. Обычная лимитчица, лишенная культуры и образования, которая стремится получить все и сразу. Хотя в конце второй серии уже могла бы и поверить Тоне, которая говорит, что хорошего мужика надо самой делать. Гы-гы. Но самое главное - она не теряет надежды, а это очень важно и я верю, у нее еще все впереди.


Катя
Катерина проваливает экзамен в институте и идет работать на завод, надеясь в следующем году все равно поступить.

Легко согласившись "составить компанию подруге", которая ищет богатого мужа, она встречает Рудольфа (Юрий Васильев). Однако, как оказывается, молодой человек - это Людмила в штанах, который ищет не любовь, а невесту с квартирой. В результате их неудачного романа Катя остается одна с ребенком на руках; "между лекциями бегает в садик", прибегая с работы, стирает пеленки, а ночами горько плачет в подушку, переводя будильник еще на два часа назад.
Кстати, как для героини советского фильма у Кати уж слишком много мужчин (аж целых три!). Хотя вкус на мужиков у нее, как мне кажется, уж очень плох. Красавчик Рудик, на молодого и подтянутого Олега Табакова посмотреть, конечно, приятно, да и Алексей Баталов сам по себе недурен, но вот их герои, как говорится "без комментариев".
В Екатерине режиссер работал на главный мотив - судьба героини - первый мужик бросил по причине низкого социального статуса (оказалась не дочь профессора), а второй по причине высокого социального статуса (оказалась директором).


Почему-то этот фильм считается о настоящей любви - хотя мне кажется, что он - о настоящей дружбе. Женской дружбе, причем. Посмотрите, мужчины приходят и уходят, а Катя, Тоня и Люда остаются вместе в горе и радости.


Рудик.
Уже выше говорил, что этот герой - та же Людмила в штанах. Человек, который хочет получше устроиться в жизни за счет других. Мне кажется, что у него характер, не терпящий несогласных с его мнением. Как он на встрече в профессорском доме, а потом и на первой встрече с дочерью доказывает, что телевидению принадлежит будущее. Очень люблю его слова на встрече с Катей на той же скамейке на Гоголевском бульваре, где он жалуется на неудавшуюся жизнь. Он, в отличие от Людмилы, мне кажется, понял, что неправильно жил и, по-моему, просто ищет каких-то родных людей.
"Как-то по-дурацки жизнь прошла: все пыжился чего-то, все казалось не живу, а так... черновик пишу, еще успею набело. Два раза женат был. Одна жена от меня сбежала, от второй я сам ушел, а сейчас оглянулся - ни жены, ни детей, да чего там... друзей настоящих и то не нажил." по-моему, человек отчаялся в жизни и просто доживает ее.


Гоша
Это был просто гениальный режиссерский ход, чтобы такого слабого мужчину сыграл всеми любимый артист и сразу стал настоящим мужчиной!

Лично я просто не могу воспринимать слесаря Гогу как идеального мужика. Ну вот меня всего корежит, когда я думаю, что его нам преподносят как мечта всех женщин с такими его шовинистическими взглядами. Нет, я Катю понимаю: любовь зла, и мужик он мужикастый, опять же на Алексея Баталова похож(гы-гы)... но ведь он ее совсем не уважает. Он составил свое мнение, расставил приоритеты, встроил себя в их жизнь, при этом совсем не поинтересовавшись, а что Катя на самом деле за человек. Он даже своей фамилии, извините, не сообщил. Пусть у них любовь, пусть, но не надо его подсовывать нам всем как идеального героя, мечту всех советских женщин.
Дочь Александра на пикнике спрашивает Гошу, сколько он получает, на что тот отвечает: "Да уж как-нибудь побольше твоей матери!" Однако, накануне он был у нее дома, видел отдельную двухкомнатную квартиру, видел, как Катерина подъехала к дому на машине... Сам же он живет в коммуналке... В общем, Гога или излишне самонадеян (как, впрочем и все мы, мужики...), или неспособен к логическим выводам (хотя, его можно понять: любовь не дает заметить в человеке недостатков, в том числе и высокую зарплату...). Хотя по поводу неземной любви я бы тоже поспорил. Присмотритесь к кадру когда Гога нашелся и входит в комнату Катерины, где она зареванная, как он на нее смотрит, сколько высокомерия и себялюбия в его глазах, а вовсе не любовь и нежность к ней.

С другой стороны - мне Гоша нравится. Баталов сыграл отлично. Ну как он быстро приготовил ужин, на природу женщин вывез. Пришел, увидел, победил! Однако вот эта хозяйственность ну ОЧЕНЬ контрастирует с его коммуналкой с баррикадой бутылок на столе и горами неразложенных книг.


Некоторые нестыковки.

- Фильм начинается с того, что по центру показывается надпись "1958 год. МОСКВА...", но тут же в первых кадрах звучит голос Robertino Loretti и песня Jamaica, а он стал известен у нас где-то году в 1963.
- Аналогично передача "Голубой огонек", который смотрят по телевизору Людмила с Гуриным и где Рудик снимает Катю, появилась на экранах в 1962 году и никак не мог быть показан по телевидению в 1958 году.
- На том же "Голубом огоньке" парадисты поют частушку "Пусть нас лапотной Россией называет Вашингтон! Мы сегодня запустили лапоть свыше 5 тонн!". Такого успеха советская космонавтика достигла только 2 года спустя.
- Героиня Алентовой в гостях у героя Табакова. На стене висит белый с цветными полосами ковер-плед.

Этим же самым пледом в совершенно другом эпизоде (на пикнике!) ее укрывают, сидящую в шезлонге.

- Когда девушки приходят в профессорский дом на площади восстания на Людмиле (при подходе к дому) белые туфли.

А как только зашли внутрь и в вестибюле здороваются с какой-то тетенькой, туфли почему-то стали черными.

- Ну и авторы явно что-то напутали со сроками беременности Кати. С Рудольфом близость случается летом, когда хозяева квартиры отдыхают на юге. В сентябре-октябре она встречается с ним на бульваре и просит помочь устроить аборт, поскольку в поликлинике врачи отказываются - поздний срок (т.е. 3,5-4 месяца). Потом, по прошествии двадцати лет Катерина и Рудольф случайно встречаются, он узнает, что у него есть дочь. Катерина подтверждает сей факт и говорит, что дочь родилась в июле. Выходит, она носила ребенка 11-12 месяцев? Медицинский феномен!

P.S.
А еще картина кишит крылатыми фразами, которые до сих пор живут и используются в народе. Мы смотрим картину и учимся у главных героев жизни - кто-то кокетству Людмилы, кто-то целеустремленности Кати. Вместе с ними мы радуемся, плачем и смеемся. Их мысли поступки искренне понимают даже те, кто ни разу не пытался покорить Москву. Теперь мы все "совершенно точно знаем, что в сорок лет жизнь только начинается" и стоит сильно обжечься один раз, чего-то в жизни добиться, плакать ночами в подушку, только для того, чтобы потом сказать ему, тому единственному, "Как долго я тебя искала..."
умаете, со временем все изменится, и эта картина уйдет в прошлое? Ну что ж "оговорим с вами об этом через двадцать лет!"
Tags: кино
Subscribe

  • Развод в Днепропетровске.

    Одна семейная пара, прожив некоторое время в законном браке, решила расторгнуть свои отношения. Но к процедуре развода подошли неординарно: с юмором,…

  • Советская реклама

    Наткнулся на подборку забавных роликов. Наверно, так оно все и было.

  • Гениально про жизнь :)

    Неподражаемый, конечно, актер и тема жизненная!

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Развод в Днепропетровске.

    Одна семейная пара, прожив некоторое время в законном браке, решила расторгнуть свои отношения. Но к процедуре развода подошли неординарно: с юмором,…

  • Советская реклама

    Наткнулся на подборку забавных роликов. Наверно, так оно все и было.

  • Гениально про жизнь :)

    Неподражаемый, конечно, актер и тема жизненная!